В Петербурге на антикоррупционную экспертизу поступил проект постановления правительства города, который рекомендует губернатору Александру Беглову перенести приватизацию ГУП «ТЭК СПб» на 2024 год.
Сам закон губернатор внес в Заксобрание города еще в ноябре 2020 года. Это была уже третья попытка приватизировать ГУП «ТЭК СПб», но и в этот раз она пока не привела ни к каким результатам.
Более года закон оставался без движения, и о нем вспомнили лишь концу 2021 года, и приняли только на последнем заседании ЗакСа в декабре 2021года.
Петербургские парламентарии в первом чтении проголосовали за акционирование ГУП «ТЭК СПб». Защищавший проект губернатора Константин Сухенко не смог ответить на вопросы о будущем предприятия, например, какова будет доля правительства в новом ОАО. Он считает эти вопросы несвоевременными.
Текст законопроекта краток: «Отнести ГУП «ТЭК СПб» к государственным унитарным предприятиям, указанным в пункте 8 статьи 3 закона Санкт-Петербурга». Приватизация проводится с целью соблюдения федерального законодательства, которое обязывает ликвидировать ГУПы в конкурентных отраслях.
Депутат Ирина Иванова выражает опасение, что город, получив акции, создаст дочерние компании, которые сможет купить бизнес. Причем покупать будут те активы, что приносят прибыль — генерирующие, а инженерные сети, которые требуют затрат, останутся у города.
Правда, реорганизация уже была перенесена на 2022 год.
За несколько дней до того, как сроки приватизации были вновь сдвинуты, в КИО заявили, что необходимые документы для нее им должен передать комитет по энергетике и инженерному обеспечению. За прошедшие с того периода восемь месяцев вопрос приватизации так и не продвинулся, а Комитет имущественных отношений так и не разработал условия, по которым ГУП должен превратиться в АО.
На территории РФ каждый регион решает вопросы ТЭК по-разному.
Например в Воронеже, 1 февраля 2019 года было заключено концессионное соглашение по передаче ПАО «Квадра» муниципального теплоэнергетического комплекса – 141 котельной, 80 центральных тепловых пунктов и 588 км тепловых сетей (в однотрубном исчислении). Тогда теплоэнергетическое хозяйство было, мягко говоря, в сложном состоянии. Степень износа на некоторых участках превышала 80%. Теплосети и генерирующие мощности давно требовали серьезного обновления. В модернизацию муниципального теплоэнергетического хозяйства, переданного в концессию, вложили уже 1,2 млрд рублей. Об этом сообщила пресс-служба мэрии Воронежа.
Преимущество такого соглашения в том, что все объекты остаются в собственности муниципалитета, не могут быть отчуждены, а потом – уже обновленные – возвращаются городу. Вместе с тем предприятие-концессионер обязуется вложить определенную сумму в их модернизацию. И, конечно же, обеспечить функционирование взятого в концессию комплекса, за собственный счет, ликвидируя любые нештатные ситуации.
В Краснодарском крае приватизация ГУП «ТЭК» привела только к росту тарифов, к неудобствам для потребителей.
Мэр Новороссийска в 2021 году заявлял, что из-за отсутствия отопления в 200 многоквартирных домах и 18 социальных объектах города готовятся иски в суд к поставщику теплоэнергии — АО «АТЭК». Компания уже является ответчиком по одному административному делу в суде Краснодара. До сих пор в холодных квартирах кутаются в сто одежек старики, болеют дети, работают на полную мощность электронагреватели.
В Москве избавившись от крупнейшей теплосетевой компании, московские власти не только продешевили, но и создали условия для дальнейшего роста тарифов ЖКХ.
Правительство Москвы ускоренно выбросило на продажу сразу весь 90%-ный госпакет МОЭК практически без конкурса по стартовой цене 98,6 млрд рублей, а ускоренность мотивировалась, в частности, убыточностью компании. Но эта убыточность искусственная.
Такое можно было понять в начале 1990-х, когда экономика находилась в коллапсе, рыночные институты не работали, и рассуждения реформаторов-романтиков о необходимости активной подготовки приватизируемых предприятий для повышения их стоимости выглядели действительно наивно. Но сейчас другие времена. Есть элементарные вещи в области корпоративного управления, которые государство обязано было сделать, чтобы повысить потенциальную цену компании.
Результатом такой приватизации будут недополученные доходы бюджета, недофинансирование инфраструктурных и социальных программ в городе, рост тарифов для потребителей. Такая приватизация нам не нужна.
Директор Института энергетической политики Владимир Милов по поводу приватизации дает следующие рекомендации.
Первое – нельзя продавать все акции сразу, нужно разбивать пакеты и добиваться того, чтобы ни один из владельцев таких компаний не имел возможность получить контроль. Такие компании должны быть публичными, постоянный гарантированный доход делает их хорошим инструментом для вложения средств институциональными инвесторами, пенсионными фондами. Покупку контроля в этих компаниях стратегическими инвесторами, создающую возможность для последующего манипулирования рынком, следует ограничить.
Второе – в приватизации вообще не должны участвовать госкомпании, это нонсенс. Это не приватизация, это перекладывание активов из одного кармана в другой.
И третье – в покупке активов сетевых компаний не должны принимать участие игроки рынка транспортируемого товара, в данном случае производители и поставщики тепловой энергии.
ГУП «ТЭК» имеет уставной капитал 55 596 009 683,74 руб. и думаю с учетом постоянного роста тарифов и практически полностью реконструированной теплосетью еще чуть-чуть – и компания станет прибыльной.
Убыточность теплоснабжающей организации чиновники обосновывают огромными задолженностями, образованными в следствии массовых неплатежей со стороны управляющих многоквартирными домами организаций.
Большую роль в недопущении продаж активов сетевых компаний могут сыграть чиновники от ЖКХ, которые соблюдая выполнение лицензионных требований в соответствии с законодательством должны пресекать долги управляющих компаний перед сетевыми компаниями на корню с момента образования двухмесячной задолженности.
Топливно-энергетический комплекс должен на 100% принадлежать государству так же и все полезные ископаемые. Частные лица, получившие в 90-х годах то, что создавали миллионы никогда не будут заботиться об этих самых миллионах. А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить.
И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.