На XX Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России» глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин рассказал, что цели, ради которых создавали ГИС ЖКХ, не достигнуты. По его словам, причина в том, что большой объём сведений, подлежащих размещению в системе, не заполнен.
«На неё потрачено два миллиарда рублей. Создана в масштабе страны, практически она не работает эффективно, хотя могла бы быть одной из самых глубоких и нужных», – так оценил результаты внедрения ГИС ЖКХ глава Счётной палаты России.
Он отметил, что в системе размещено только 30% сведений, которые должны в ней быть. Из-за этого власти не получают достоверной и полной информации о состоянии жилищно-коммунального хозяйства в регионах.
Алексей Кудрин подчеркнул, что ГИС ЖКХ должна содержать актуальные данные по утверждённым в регионах тарифам и оплате жилищно-коммунальных услуг собственниками, но на деле такие сведения не размещаются.
В каких случаях требование Госжилинспекции о заполнении управляющими недвижимостью ГИС ЖКХ незаконно.
Разбираем новое судебное дело, в котором ТСЖ оспорило предписание органа Госжилнадзора об устранении нарушений при заполнении ГИС ЖКХ. Читайте, как товарищество доказало незаконность такого требования и как отработать с необоснованными требованиями надзорного органа по размещению информации в системе.
Орган ГЖН требует разместить в системе данные, не предусмотренные приказом № 74/114/пр. ГЖИ по жалобе жителя многоквартирного дома провела внеплановую документарную проверку того, как ТСЖ заполняет ГИС ЖКХ.
Инспекторы установили, что в системе не в полном объёме размещена информация о технических характеристиках МКД и платёжные документы за предыдущий расчётный период.Это являлось нарушением п. п. 1, 2, 3.1, 11.1, 14 разд. 10 приказа № 74/114/пр.
ГЖИ составила акт и предписала товариществу в течение месяца внести в ГИС ЖКХ недостающую информацию. Но ТСЖ посчитало, что не допустило никаких нарушений, и обратилось в суд с требованием признать предписание незаконным (дело № А41-64766/2021).
В иске товарищество указало, что в приказе № 74/114/пр не предусмотрены указанные в предписании требования. Также из документа ГЖИ непонятно, какую конкретно информацию должно разместить ТСЖ.
Требование ГЖИ не исполнимо, а нарушение – не доказано
Суд первой инстанции указал, что п. п. 1, 2, 14 разд. 10 приказа № 74/11/пр, на которые ссылалась ГЖИ, содержат множество подпунктов. В предписании надзорного органа не было ссылки на подпункт с указанием конкретного нарушения.
В качестве доказательства размещения Товариществом информации в ГИС ЖКХ не в полном объеме ГЖИ представила нечитаемые и незаверенные скриншоты электронных страниц системы. Это не отвечает признакам допустимого доказательства. То есть Госжилинспекция не предоставила безусловных доказательств, что у неё были основания для выдачи предписания.
При этом предписание выносится только в случае установления нарушений НПА в целях их устранения. Оно должно содержать только законные требования, а сами требования – быть реально исполнимы. Предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ТСЖ для устранения нарушения. Формулировки в документе должны исключать возможность двоякого толкования.
Поскольку предписание ГЖИ этим требованиям не соответствует, суд первой инстанции признал его незаконным, удовлетворив иск ТСЖ. Апелляционная и кассационная инстанции это решение поддержали.
В ГИС ЖКХ размещена вся обязательная информация, и УО может это доказать
Неконкретные, общие требования органов ГЖН к управляющим организациям и ТСЖ по заполнению системы не редкость. В 2020 году в ходе всероссийской проверки размещения информации в ГИС ЖКХ некоторые Госжилинспекции высылали управляющим домамиуказания «проверить всё», прилагая список всех пунктов разд. 10 № 74/114/пр, и требовали отчитаться о проделанной работе.
Случается, что выводы органа ГЖН по проверке ГИС ЖКХ по конкретным УО или товариществам основаны на результатах автоматического анализа заполнения системы. А такой анализ берёт в расчёт не только обязательные, но и необязательные поля для заполнения.
Также известны случаи, когда надзорный орган требовал от УО и ТСЖ разместить в системе данные, которые они загружать не обязаны согласно № 74/114/пр.
Во всех этих ситуациях эксперты рекомендуют:
- Не паниковать.
- Проанализировать письмо органа ГЖН, установить, есть ли необходимость проводить работы.
- Убедиться, что в ГИС ЖКХ размещена вся обязательная согласно приказу № 74/114/пр информация. Это можно сделать, например, с помощью сервиса «Анализ ГИС ЖКХ».
- Подготовить письмо в орган ГЖН, выразив своё несогласие с его требованиями и приложив к нему копии ответов техподдержки и ФГУП «Почта России».
Если же, как в рассмотренном деле, УО или ТСЖ уже получили предписание об устранении нарушений, которых нет, то следует обращаться с иском в суд, предоставив доказательства своей правоты и указав, что требования органа ГЖН невыполнимы, неконкретны, а нарушения не доказаны.
На заметку
Оспаривание писем и предписаний органов ГЖН о нарушениях, допущенных при заполнении ГИС ЖКХ, особенно важно в контексте предстоящего управляющим организациям переоформления лицензий.
УО, получившие лицензию в 2018 году и ранее, должны её продлить к 11 января 2023 года или в течение всего этого года, в зависимости от даты её получения. В рамках продления лицензии орган ГЖН будет в том числе проверять, как компания заполняет ГИС ЖКХ.
«Половина давно работающих на рынке управления домами компаний обратятся в орган ГЖН за перелицензированием примерно в одно и то же время, чтобы успеть переоформить лицензию до 11 января 2023 года»,
– «Госжилинспекции будут массово проверять их, причём в кратчайшие сроки. Поэтому органы ГЖН заранее начнут реагировать на соблюдение УО требований к раскрытию данных в ГИС ЖКХ, и возможно, проведут новую всероссийскую проверку».
Поправка переносит дату окончания срока действия выданных лицензий с 11 января на 1 июня 2023 года. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник: ссылка