Совместная проверка Прокуратуры и Контрольно-счётной палаты выявила грубые нарушения в деятельности Фонда капитального ремонта и Жилищного комитета. Чиновники заключали необоснованные контракты на ремонт жилых помещений, а работы на объектах, действительно нуждавшихся в капремонте, откладывались на более поздние сроки. Для этого использовалась даже фальсификация документов. Произошедшее стало возможным из-за бездействия ответственного за данную сферу вице-губернатора Анатолия Повелия и главы Жилкома Олега Зотова.
О завершении проверки стало известно в июне. Тогда прокуратура сообщила о вынесении представления вице-губернатору Анатолию Повелию, курирующему работу ФКР и Жилкома. Надзорными органами было установлено, что утверждённый в 2014 году план по ремонту 23 тысяч жилых домов выполнен лишь на 23%. Однако реальный объём выявленных нарушений стал известен только сейчас, когда итоговый документ, составленный по результатам совместной проверки Прокуратуры и Контрольно-счётной палаты, попал в Сеть.
Ответственность за произошедшее прокуратура прямо возлагает на петербургских чиновников.
«Изложенные факты свидетельствуют о систематическом нарушении должностными лицами Комитета, районных администраций требований федерального законодательства, что влечёт необоснованное исключение объектов из краткосрочных планов и их перенос на более поздний период», — указывает Прокуратура.
В то же время ФКР и Жилком безосновательно заключали договора и производили авансирование ремонта домов, которые не были включены в краткосрочные планы или вносились туда задним числом.
«Результаты проведённого анализа позволяют сделать вывод о недостаточном уровне организации и контроля в Комитете за работой по систематизации, учёту и анализу выполнения работ по капитальному ремонту», — сказано в итогах проверки.
Особое внимание проверяющие уделили темпам замены лифтов, на которые Жилищный комитет тратит до 40% выделенных на плановый капремонт денег. Согласно анализу проверяющих, в Петербурге насчитывается 7808 лифтов, требующих полной замены в связи с истечением 25-летнего срока эксплуатации. Ежегодно эта цифра увеличивается на 300-400 единиц. А в планах Жилищного комитета на 2023-2025 годы включительно — замена лишь 4240 лифтов. По заключению проверяющих, такие темпы недостаточны для своевременной замены лифтов с истёкшим сроком службы.
Но контролирующий выполнение работ Фонд капремонта ежегодно срывает и без того недостаточный план. Например, из запланированных в 2022 году работ по замене 2096 лифтов по факту выполнено 1769. В предыдущие годы ситуация складывалась аналогично.
Проверяющие проанализировали рынок и пришли к выводу, что производители лифтов готовы поставлять в Петербург 20 тысяч лифтов ежегодно, а подрядные организации способны выполнять установку 3 тысяч лифтов. То есть проблема вновь на стороне городских чиновников.
Те же самые чиновники Фонда капитального ремонта в течение 2023 года незаконно заключали с определёнными подрядчиками договора на установку лифтов. Данные подрядчики с исполнением заключённых договоров не справлялись, но ФКР игнорировал данный факт.
«Таким образом, проводимые Фондом мероприятия не исключают риски заключения Фондом сделок по капитальному ремонту с подрядчиком, подлежащим включению в РНПО (Реестр недобросовестных поставщиков), что в свою очередь может повлечь за собой необоснованное расходование средств Фонда», — говорится в итогах проверки.
Из-за постоянного срыва сроков по различным направлениям работы ФКР на его счетах копятся планово выделяемые средства. На 2023 год их скоплено уже свыше 10 миллиардов рублей: при допустимом максимуме в 1 миллиард рублей.
В то же время Фонд обращается за дополнительным финансированием через целевую субсидию. В 2022 году таким образом были получены 873 миллиона рублей. Однако прокуратура установила факт незаконного расходования целевой субсидии в размере 103 миллиона, допущены избыточные расходы средств Фонда в сумме 491 миллиона, недополучено доходов на сумму 119 миллионов, выявлено завышение Фондом стоимости работ по договорам на сумму 160 миллионов. То есть речь идёт о возможном нанесении ущерба городскому бюджету почти в 1 миллиард рублей.
Причину проблем проверяющие видят в отсутствии должного контроля за работой Фонда капитального ремонта. Так, в 2022 году Совет Фонда собирался всего 7 раз, хотя по уставу должен собираться не менее 12 раз в год. Как результат, Советом Фонда не были изучены итоги работы ФКР и не выработаны рекомендации по устранению существующих проблем. Попечительский совет Фонда собирался и вовсе 1 раз за 2022 год. Совет Фонда возглавляет глава Жилкома Олег Зотов, а Попечительским советом руководит вице-губернатор Анатолий Повелий.
Особо стоит обратить внимание на обстоятельства назначения на должность главы ФКР действующего директора. В октябре 2021 года вице-губернатором по ЖКХ был назначен Анатолий Повелий. Спустя месяц бывший директор ФКР Пётр Погребняк написал заявление об увольнении. В качестве врио его место занял Дмитрий Шутов, до этого работавший в «Псковэнергосбыте».
В мае 2022 года началась процедура по утверждению Шутова полноценным руководителем ФКР. Во время последнего этапа от него требовалось пройти специальное квалификационное тестирование. Результаты были направлены в Минстрой России, но там не смогли определить результат, о чём известили Комстрой Петербурга. Но этот факт был проигнорирован и Шутов был утверждён главой ФКР фактически незаконно.
Как видно по итогам проверки, проблемы Комстроя и ФКР куда шире, чим было обозначено в представлении Прокуратуры Петербурга на имя Анатолия Повелия. Ведомство год за годом целенаправленно срывает планы капремонта жилых домов, прибегая даже к фальсификации документов. Попутно оно заключает договора с компаниями, которые не выполняют своих обязательств, хотя получают деньги из бюджета. Возможно это стало благодаря бездействию контролирующих органов, в том числе Попечительского совета ФКР, возглавляемого лично Анатолием Повелием.