— Основные недостатки, с которыми мы столкнулись, это расчет, по всей видимости, на русское «авось», что зима будет не такой суровой в нашем далеко не южном городе. Ориентировались на ситуацию трехгодовалой давности, когда была в достаточных количествах рабочая сила у клининговых компаний, когда можно было спокойно входить в зиму с заключенным договором на оказание услуг по уборке территории и кровель. Но те реалии, которые нам подарил ковид и отсутствие рабочей силы, не учитывались. Прикрылись договорами, а что за этими договорами? За ними нет конкретных людей. Предчувствие у меня на эту тему было. Поэтому та тема, которую назвали модным словом «дворник-шеринг» и над которой не поглумился только ленивый, она была вызвана не желанием какого-то хайпа, а необходимостью найти ресурсы на нестандартные климатические ситуации. В этом-то и крылся смысл акции.
— На сегодняшний день мы понимаем, что людских ресурсов, которые сидят и ждут больших снегопадов с заготовленными лопатами, у клининговых компаний нет. Глаза нам помогла открыть и прокуратура, она дала справку, что из проверенных (как та недобросовестная невеста, которая со всеми заключила брачные союзы) в 9 компаниях штатная численность работников составляет от 2 до 13 человек, в трех организациях — от 19 до 43 человек, у трех индивидуальных предпринимателей, исходя из общедоступных источников информации, работники не числятся вовсе. 28 подрядчиков являются управляющими организациями. Однако их возможность одновременно убирать и придомовую, и внутриквартальную территории не выяснена. То есть наш русский «авось». Но в докладах все звучало очень красиво и достойно.
— Как вы сами объясняете очень ограниченную популярность дворник-шеринга?
— Я не сказал бы, что она ограниченная. Там, где подошли к этому серьезно, где есть деньги у управляющих компаний, количество желающих достаточно большое. По Красногвардейскому району: у них еще до пилотного проекта было 75 человек. Понимаете, прокат машин существует не одно десятилетие, но пользовались им единицы. Появился каршеринг — начали пользоваться сотни тысяч. Разница в одном: простота оформления документации и возможность почасового пользования. Я все-таки считаю, что этот ресурс и возможность нашим пенсионерам и тем, кто не имеет постоянной работы, заработать тысячу или 500 рублей — это хорошая история. Опросы, которые мы проводили, говорят, что обсуждают эту тему и глумятся над ней люди, для которых 1000 рублей — неключевая сумма. А есть люди, которым реально не хватает.
— Как еще можно решить проблему нехватки рук?
— Следующее, что хотел бы сказать и что сейчас будет предметом изучения и управленческих решений — это подъем статуса низовых работников. Если коротко, стратегически: пока мы не решим вопрос о достойных условиях труда дворников, техников — людей в оранжевых жилетах, от дядек в костюмах нам ждать нечего.
— Есть нехватка техники, есть нехватка людей. Конечно, на такие залповые снегопады нехватка есть. Но готовы ли мы содержать с запасом всю эту технику и троекратно ее увеличить, чтобы она просто стояла?
Некоторые управляющие компании считают, что есть вот хороший новенький дом, с которого можно хорошо собирать плату, но при этом не особо ломать голову по поводу уборки территории. Будем обращать их внимание, это относится и к бизнес-зданиям, и к ведомственным, и к федеральным. Не просто размахивать дубиной, а выстроить правильное скоординированное сотрудничество.