В Санкт-Петербурге с 1 января 2022 года началась мусорная реформа, которая реализуется в стране уже два года. По ней куратором всех вопросов, связанных с отходами, становится отдельная структура — региональный оператор по обращению с отходами. В Невском районе Санкт-Петербурга это «Невский экологический оператор» (НЭО), учредителями которого являются правительство Петербурга, ООО «Интер РАО» и ООО «ВТБ-инфраструктурный холдинг». Эта структура будет собирать плату за вывоз мусора, подбирать перевозчиков отходов, следить за их работой, а также заниматься ликвидацией несанкционированных свалок.
12 млрд на помойку
В конце прошлого года НЕО распределило районы города среди перевозчиков, которые теперь отвечают за вывоз отходов. По данным единой информационной системы госзакупок, совокупный объем трат регоператора на вывоз мусора в 2022 году составит более 12 млрд рублей. На эту сумму заключено четыре контракта. Отвечать за вывоз будут три игрока с очень неравными долями на рынке.
Так, самый крупный контракт на вывоз отходов с территорий Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского, Фрунзенского и части Центрального районов Санкт-Петербурга получила компания АО «Автопарк № 1 „Спецтранс“». Сумма контракта составила 7,14 млрд рублей. Предприятие принадлежит известному предпринимателю Анатолию Язеву. По данным базы СПАРК, он владеет долей в 8,59% акций, его сын Константин Язев — 40,54%, остальные принадлежат еще ряду физических лиц. Язев также владеет компанией «Новый свет — ЭКО», которая управляет мусорным полигоном в Гатчине. Кроме того, фирма Язева занималась вывозом отходов в южных и восточных районах Ленинградской области.
Еще один контракт на транспортировку твердых коммунальных отходов в Пушкинском, Невском и Колпинском районах получила компания «Ресурс АТЭ», предложившая за эту работу 847 млн рублей. В этом юрлице 50% принадлежит Константину Язеву, остальные 50% распределены между тремя физлицами с фамилией Закурдаев.
Интересно, что на этапе подготовки к мусорной реформе структура Язева создала совместное предприятие с конкурентом. «Спецтранс Инвест» (принадлежит Язеву) и «Анэкс Финанс» (связана с региональным мусорным оператором Ленинградской области «Управляющая компания по обращению с отходами» и банком «Санкт-Петербург») зарегистрировали компанию «Единый региональный оператор». Предполагалось, что она будет претендовать на часть питерского рынка вывоза отходов, но в итоге даже не участвовала в торгах.
Еще один небольшой контракт на вывоз отходов в Курортном, Кронштадтском и Петродворцовом районах на сумму 535 млн рублей получила компания «ЭКОВАСТ», принадлежащая трем предпринимателям Дмитрию Владову, Александру Желибе и Вячеславу Никитичу.
Четвертый лот касается северной части города, Выборгского, Калининского, Красногвардейского, части Невского, Петроградского, Приморского и части Центрального районов. Контракт на 3,5 млрд рублей получила компания «ЭКО ЛЭНД», основным владельцем которой является Владислав Головатый. Ранее эта компания обслуживала несколько новых ЖК от компании ЛСР, а на территории, за которую она теперь отвечает, работала компания «Автопарк № 6 „Спецтранс“», которая создана почти 50 лет назад.
«Не удалось избежать издержек переходного периода»
Мусорная реформа в Санкт-Петербурге началась с заваленных отходами дворов. С первых чисел января жители города начали публиковать в соцсетях фотографии с горами пакетов с мусором. «Когда этот весь кошмар закончится? Крысы скачут уже во всех районах города!» — писали разгневанные горожане. В каникулы ежедневно поступало от 700 до 900 жалоб на не вывезенный из дворов мусор. По данным на 10 января, было составлено 55 административных протоколов, сумма штрафов составила 6,4 млн рублей.
Как сообщила представитель компании «Невский экологический оператор» Дина Койрес, проблемы с вывозом отходов возникали по разным причинам, но в конечном итоге это привело к общей безрадостной картине. «Мы пытались провести большой объем подготовительных работ, но не удалось избежать издержек переходного периода, — сообщила она. — Так, к примеру, по северной части города сменился перевозчик отходов, а старый досрочно прекратил выполнять свои обязанности. 27 декабря по некоторым адресам перестали вывозить мусор, хотя должны были это делать до 31 декабря. В ряде точек жители сообщили, что с площадок пропали контейнеры. Когда новые перевозчики приступили к работе, в значительной части города контейнеры уже были переполнены».
Еще один фактор — это новогодние праздники, когда мусора после застолий и гуляний образуется больше, чем обычно. На этот раз ситуация усугубилась еще и тем, что горожане остались дома из-за пандемии коронавируса.
«Люди генерировали отходы больше, чем в обычнее дни, это тоже осложнило переход, — уточнила Дина Койрес. — Сказалась и погода. В первые сутки мы зафиксировали более 500 случаев, когда было невозможно добраться до мусорных площадок из-за автомобилей или снега. Кроме того, в том числе и с нашей стороны были допущены просчеты, связанные с тем, что не все места сбора отходов были внесены в реестр и включены в маршруты. Это коллективный вопрос, были сжатые сроки проведения договорных кампаний. Зачастую маленькие ТСЖ не вышли на связь, не успели подать заявку, и мусоровозы просто объезжали эти дома, потому что не знали о них».
По данным «Невского экологического оператора», сейчас в значительной части города вывоз мусора налажен и идет в штатном режиме. Возникали проблемы в северных районах, в Московском и Фрунзенском районах были точеные жалобы. Сейчас все силы брошены на локализацию мусорного коллапса в Невском районе, который стал одним из самых проблемных.
«Проблема отходов будет сопровождать нас весь год»
«Все было отлажено годами, прежде водитель мусоровоза лично знал дворника, подъезжал к закрытому двору, звонил, ему открывали, выкатывали баки, — говорит собеседник. — В этот раз приехал новый человек, телефона нет. Пока нашел дворника, пока заехал, прошло время, в соседний двор он уже не успел».
Новые перевозчики свои силы переоценили, где-то не хватило техники, где-то коммуникации. Общественник и экологический активист Касимир Врански считает, что сбой произошел из-за недостаточной подготовки к переходу на новую систему.
«Когда монополист начинает работать, естественно все зависит только от него, и мы видим сбои, — заявил он — И вопрос не только про вывоз мусора из дворов, но и куда его везут. Так, были сообщения из Ленобласти, что полигон „Северная Самарка“, который должен был прекратить прием отходов, продолжает их принимать. В целом все заявления властей о новых площадках для утилизации отходов встречены людьми скептически. В Дубровке, Первомайске и Ломоносовском районе люди против размещения таких объектов. Все непрозрачно. Власти ссылаются на Москву, но там люди понимают, что речь идет про полигоны, а не станции по сортировке мусора. Думаю, что проблема отходов будет сопровождать нас весь год. И только начинает развиваться. А скоро еще квитанции принесут. По опыту — тоже будут косяки. Что-то произошло с координацией деятельности. Реформу откладывали два года и, вместо того чтобы подготовиться, ничего не делали».
Источник: ссылка