21 ноября, 2024
Новое
Юрист научил, как владельцу квартиры выписать других жильцов Россиянам объяснили, чем опасна задолженность по ЖКУ В ГД предложили увеличить в шесть раз штрафы для УК за игнорирование жалоб В России появились мошеннические квитанции ЖКХ с опасными QR-кодами Подвалы петербургских домов хотят превратить в укрытия за деньги горожан В Петербурге протестировали робота «Пиксель» для уборки в зимний период «Эффект бомбы» для неплательщиков. Долги по ЖКХ хотят взыскивать без суда В 14 районах Петербурга на неделе отключат горячую воду для проверки труб

Смольный собрался платить по ремонтным долгам.

Городское правительство обещает выполнить советские обязательства по капремонту домов. Под закон может попасть половина Петербурга. От взносов никого не освободят.

Жилищный комитет приступил к разработке законопроекта, который поможет рассчитаться с ремонтными долгами доприватизационной эры. Депутатские предложения в том же направлении не прошли, и даже примерное число домов, которые приведут в порядок только за счет казны, чиновники не называют.

В разработке жилищного ведомства находится законопроект, который очертит круг домов, чей капремонт должен проводиться исключительно за счет бюджета, об этом «Фонтанке» 17 апреля рассказал замглавы жилищного комитета Алексей Бородуля. В список попадут те здания, которые на момент начала приватизации в 1991 году числились в тех или иных госпрограммах по ремонту. Точное число в жилкоме назвать не могут, как и точный перечень программ, о которых идет речь. Чтобы поднять все имеющие отношение к вопросу документы, чиновники уже направили запрос в архивный комитет. Разумеется, круг несколько сузится за счет домов, которые успели отремонтировать с 1991 года.

Сама история тянется, как нетрудно догадаться, уже более четверти века. В законе от того же 1991 года значилось, что приватизировать квартиру можно только после проведения капремонта. Если же наниматель торопится перевести жилплощадь в собственность и готов не дожидаться ремонта — ему положена компенсация. В 1992 году закон подправили, но государство, расстающееся со своим имуществом, от прежних обязательств не освободили: «За наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда».

Жилищный кодекс 2005 года все перекроил. В 158-й статье черным по белому написано, что обязанность у гражданина оплачивать капремонт дома возникает с момента «возникновения права собственности на помещения в этом доме». Жилищному кодексу вторит Гражданский, но и их двоих мало, чтобы забыть о разъяснении Верховного суда от 2007 года: «Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств».

В 2013 году депутаты Законодательного собрания пытались внести соответствующие поправки в губернаторский закон о капремонте, причем в данном случае общим фронтом выступали «Яблоко» и КПРФ. Представители Смольного в ответ на официальные запросы отвечали только, что город помнит о своих обязательствах и ссылались на самый низкий размер взноса в стране. Думские депутаты оказались настойчивее и попросили Конституционный суд дать оценку закону о капремонте. Тот решил, что Госдума и правительство должны разработать механизм исполнения доприватизационных обязанностей государства. В 2016 году глава правительства Дмитрий Медведев подписал законопроект о совершенствовании правового регулирования в данной области. В декабре 2017 года президент подписал закон, который возлагает функции по этому ремонту на местные бюджеты, и Смольный приступил к переписыванию местного законодательства.

Сейчас ремонтом многоквартирных домов в Петербурге занимается Фонд капремонта. С населения собираются взносы по 3-4 рубля за квадратный метр. В этом году такими темпами планируется собрать 3,533 млрд рублей, еще 5,4 млрд добавит бюджет. В начале марта депутат ЗакСа Борис Вишневский вышел в городской парламент с предложением освободить жителей не отремонтированных до приватизации домов от взносов. «Я исходил из того, что на момент приватизации должны были быть какие-то акты осмотров и другие документы, которые фиксировали актуальное состояние домов, – говорит парламентарий. – Из них мы могли узнать, что на 1991 год в том или ином доме требовался ремонт крыши, фасада, перекрытий, коммуникаций. Мы взяли несколько таких домов в центре города, подставили расценки фонда капремонта и выяснили, что необходимую сумму жильцы бы собирали от 30 до 50 лет». Депутат предлагал возложить работы по таким домам на бюджет, но законопроект отклонили.

Документ жилкома, судя по всему, еще только в начале разработки, но будущие трудности уже можно предположить. Глава фонда капремонта Денис Шабуров воздержался от комментария самой инициативы, однако отметил, что понимание капремонта, современное и прежнее, различается. В 80-х существовало понятие комплексного капитального ремонта, но по нынешним меркам это полноценная реконструкция с расселением и перестройкой дома за исключением фасада. Кроме того, закрепленные на начало 90-х обязательства придется восстанавливать по программам, которые неизвестно, сохранились ли. По словам собеседников «Фонтанки» в жилищной сфере, возможно, придется поднимать акты проектно-инвентаризационных бюро.

«Усредненно, по ведомственно-строительным нормам, срок до капремонта составляет порядка 25 лет, – говорит Владислав Воронков, генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие». – Отнимайте 25 лет от 1992 года, когда начали приватизировать квартиры в Петербурге, и получайте: все многоквартирные дома, построенные до этого периода и не проходившие капитального ремонта, нуждались в нем на момент начала приватизации. Но точные данные могут быть у города, а если их нет – потребуется сложная и детальная экспертиза».

Все остальное — приблизительные подсчеты. В региональной программе капремонта порядка 22,4 тысячи домов. Что точно попадает под будущий закон — так это дореволюционные дома, не тронутые мастерком и кистью. Таких в городе 3,3 тысячи. Еще 3 тысячи свидетелей великого Октября проходили капремонт, но когда именно, сложно сказать. Условных «сталинок» (1931-1956 гг) — 2 тысячи, построек 1918-1930 гг – 254, но часть из них ремонтировалась еще при СССР. С высокой долей вероятности, капремонт на 1991 год требовался кирпичным «хрущевкам» 1957-1970 гг (2,7 тысячи), «немецким» постройкам 1945-1948 (330). Панельки и кирпичные дома, появившиеся после 1970 года (3,5 тысячи и 3 тысячи соответственно), и уж подавно, новое строительство город на себя целиком не возьмет.

Документ жилкома, который сейчас существует только в головах чиновников, судя по всему, принципиально отличается от «яблочного» законопроекта одним: подходом к жителям.

Самих собственников жилья, проскочивших приватизацию без ремонта, от взносов не освободят. «В силу федерального законодательства должны оплатить взносы на капремонт, если дом не признан аварийным или подлежащим сносу», – говорит Владислав Воронков.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Loading

Добавить комментарий