С мая 2015 года в Российской Федерации вступили в действие поправки в Жилищный кодекс, запрещающие работу управляющих компаний без лицензии.
Первоначально лицензии на деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами были бессрочными. Однако, законом от 31.12.2017 г. № 485-ФЗ действие лицензий управляющих организации было ограничено 5-летним сроком. Для управляющий организаций, получивших свои лицензии до января 2018 года, срок их действия должен был истечь к 11 января 2023, соответственно, после новогодних праздников 2023 года тысячи управляющих организаций, получившие лицензии до 2018 года, должны были продлить свои разрешительные документы. Очевидно, что за такой ограниченной срок они не бы успели этого сделать, и многие дома рисковали остаться без управления на неопределенное время.
Чтобы избежать подобной коллизии, федеральные законодатели перенесли срок окончания переоформления лицензий, отодвинув его с января на 1 июня 2023 года. Авторы инициативы отметили, что 65 регионов, ознакомившись с проектом, подтвердили необходимость такой отсрочки.
Управляющие компании, которые получили свою лицензию до 01 июня 2018 года, были обязаны не позднее марта 2023 года направить заявление о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Заявление на получение государственной услуги о продлении срока действия лицензии принимается только в электронной форме через личный кабинет заявителя на ЕПГУ — Едином портале государственных услуг. Данная норма предусмотрена в Административном регламенте Жилищного Комитета.
Одной из первых в нашем городе свою лицензию продлила управляющая компания ООО «Перспектива», которая уже не первый год занимает первое место в рейтинге управляющих организаций Санкт-Петербурга. Данная организация не имеет долгов перед ресурсоснабжающими организациями, в полном объеме исполняет обязанность по раскрытию информации о своей деятельности, имеет массу положительных отзывов от собственников многоквартирных домов и минимум жалоб от жителей.
Однако для многих управляющих компаний продление лицензий стало настоящим испытанием потому, что мероприятия по продлению лицензии управляющих компаний проводятся впервые, никто не знает точных критериев проверки и допуска для управляющих компаний, и контролирующие органы могут прицепиться к чему угодно.
Проверяют на все: на наличие технических нарушений лицензионных требований, на наличие долгов перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), на возбужденные и неисполненные исполнительные производства, на полноту раскрытия информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ, на поступившие и не закрытые жалобы и тому подобное; требования местами очень жёсткие.
Многие эксперты жилищной отрасли опасаются, что процесс переоформления разрешительных документов приведет к переделу рынка, потому что сейчас основания для непродления и отзыва лицензии управляющей компании достаточно широкие.
Например, одним из оснований для непродления лицензии является наличие у управляющей компании долгов перед ресурсоснабжающими организациями, но такие долги есть практически у всех УК, так как многие, к сожалению, не все жильцы своевременно оплачивают потребляемые коммунальные услуги.
Если управляющая организация всё же не смогла продлить лицензию, и дом формально оказался без управления, местные органы власти в установленном Жилищным кодексом порядке должны провести конкурс, чтобы выбрать новую организацию. Но зачастую управление ветхим домом экономически невыгодно, и многие компании не хотят брать за него ответственность и отказываются от участия в подобных конкурсах. Поэтому в настоящее время органы власти обсуждают идею создания гарантирующих управляющих компаний, которые будут заниматься подобными проблемными домами.
Из практики мы уже видим, как мусорная реформа привела к монополизации этого рынка и передаче его в одни руки регионального оператора. Так же, как и новая практика перехода на новую систему уборки городских территорий, по которой уже с 1 апреля 2023 года районным жилищным агентствам (ГУЖА) требуется обеспечить своими силами 100% уборки внутриквартальных территорий.
В компетенцию ГУЖА также включили организацию технической эксплуатации и ремонта объектов государственного жилищного фонда, объектов государственного нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры и организацию предоставления на территории районов юридическим и физическим лицам жилищно-коммунальных услуг.
Собственники также могут и сами управлять своим домом. Согласно статье 161 Жилищного кодекса, способ управления многоквартирным выбирается на общем собрании жильцов. Решения такого собрания законны, если на нем присутствуют более половины владельцев квартир. Если в здании меньше тридцати квартир, их собственники имеют право осуществлять непосредственное управление своим домом. Если больше — то управлять домом будет товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или другой специализированный потребительский кооператив. В указанных случаях лицензия на управление многоквартирным домом не требуется.